История осознания цвета человеком с доисторических времен до нашего времени
Отношение людей к цвету в окружающем их мире и создаваемой из ее материалов предметно-пространственной среды изменялось в зависимости от уровня развития материальной, духовной и художественной сфер культуры общества. Роль цвета в различных областях жизнедеятельности людей была в основном, от ценностного осмысления значения цвета, до постепенного перехода от мифологического сознания знания к пониманию природы цветовых явлений.
Был период, когда отношение людей к цвету базировалось только на жизненно важных для них явлениях и представляло собой мифологическое, символическое и практическое отношение, слитое в сознании древнего человека. Об эстетическом отношении к цвету в то время говорить еще не приходилось, так как оно не было выделено в самостоятельную область человеческого сознания и ценностного отношения. Для древних людей не имело значения многообразие цветов окружающего мира. Они выделяли из этого многообразия и наделяли определенным смыслом очень ограниченное количество цветов, связанных с наиболее важными объектами и явлениями их жизнедеятельности.
Например у народов Африки в древности и даже сейчас, символически значимыми были три цвета: красный, ассоциировавшийся с огнем и кровью, черный — с землей и белый — с молоком матери как источником жизни детей.
С развитием земледелия и скотоводства у древних людей актуализируются такие важные для их жизни понятия, как солнце, небо, вода, земля и растительность на земле. С ними ассоциировались цвета: красный (солнце), синий (небо и вода), черный, желтый или цвет красной охры (земля) — разные цвета у разных народов, и зеленый — растительность.
Со временем цвет из природы распространялся и на цвета одежды, утвари, орудий войны и труда, жилищ людей, вплоть до татуировок и боевой раскраски. В предметной культуре древних еще нет многоцветия и разнооттеночности.
В античную эпоху постепенно отходит мифологизм в отношении к цвету и выделяется эстетическое сознание, но при этом сохраняется символика разных цветов. Появляются философия, новые знания о природе, космосе, человеке, эстетике, а соответственно и о цвете. Люди все больше начинают осознавать красоту как таковую.
Например у древних греков искусность, мастерство, техническое и художественное, имели нерасчлененное значение и обозначались одним термином «techne» (искусство, мастерство). Отсюда впоследствии произошло слово «техника» в его современном понимании.
Первоначально такой же смысл имело и латинское слово «ars», из которого впоследствии в романских языках вычленяются разные понятия для обозначения ремесленника и художника (фр. — artiste и artisan, ит. — artista и artigiano, исп. — artistia и artesano).
В античной культуре развивается понимание гармонии цветосочетаний. Возникает полихромия в живописи, архитектуре, одежде, утвари, украшениях. Цвета делят на грубые и культурные. В соответствии с античной мифологией выделяются цвета, символизирующие цвета стихий, света и тьмы (добра и зла) и т.д.
В эпоху средневековья в Европе отношение к цвету развивается под влиянием христианской религии и догматов церкви. Цвета делят на «божественные» и «богопротивные» (в соответствии с догматами церкви). Появляется иконопись, росписи в соборах и церквях. К «божественным» цветам относились золотистый, красный, голубой, белый, зеленый, пурпурный. Они считались прекрасными и почитались. Серые, коричневые, многие смешанные цвета считались будничными, прозаичными и исключались из применения.
При появлении ислама, например в странах Ближнего Востока выделялись цвета благородные, считавшиеся красивыми (в соответствии с Кораном, содержащим догматы веры ислама, начала философии, этики и эстетики). К таковым относились белый, золотой, красный, голубой, зеленый, жемчужный. Остальные цвета считались некрасивыми.
Идеал культуры ислама представлял райский сад «сад блаженства», а земное отображение рая стал ковер, с его разнообразным рисунком (орнаментом) и богатой цветовой гаммой. Мавзолеи, гробницы, мечети, богословские школы (медресе), украшались цветочным орнаментом. Стены архитектурных сооружений по цветистости, узорчатости напоминали ковры. Любимые сочетания цветов в колористике зданий, одежды, утвари: это золотой, серебряный, темно-зеленый, белый, шафраново-желтый, фиолетовый, синий, голубой, оранжево-красный. Такая колористика была характерной с V — XVII вв. в материально художественной культуре Персии, Ирана, Турции, Узбекистана, Таджикистана и стран Средней Азии.
В эпоху Ренессанса отношение к цвету, его осмысление во многом наследуют идеи античности и средневековья. Развивается и обогащается учение о гармонии цветосочетаний (использования минимума исходных цветов). В то же время существенно расширяются полихромия и нюансировка цветотональных отношений (в живописи, одежде, украшениях, бытовой утвари). Серые, черные и коричневые цвета признаются достойными применения в художественном творчестве наряду с основными хроматическими цветами. При всех достижениях этой эпохи в ее отношении к миру цвета в природе и материально-художественной культуре оно остается до начала XVII в. ненаучным.
Период осознания цвета в истории начинается с того времени, как Исаак Ньютон в 1665 г. произвел свои опыты с разложением стеклянной призмой пучка солнечного цвета. Он доказал, что появление радуги спектра на экране при прохождении света через призму объясняется не каким-то влиянием стекла на белый свет (как считалось прежде), а тем, что белый свет является сложной механической смесью разнообразных цветных лучей, преломляющихся в стекле в разной степени. Оказалось, что призма не изменяет белый цвет, а разлагает его на простые составные части, оптически смешав которые, можно снова получить исходный белый цвет. Им проводилось много экспериментов со светом, цветом.
Ньютону удалось вывести учение о цвете из неопределенности и путаницы субъективных впечатлений на прямую и точную математическую дорогу. Благодаря опытам И. Ньютона субъективная область цветовых явлений, в течение тысячелетий ускользавшая от научного объяснения, наконец-то обнаружила свою количественную сущность и стала с тех пор вполне доступной точному научному анализу.
После Ньютона многие исследователи природы цвета и его особенностей для человечека (на основе психологии и психофизиологии зрения) развили, дополнили, уточнили и систематизировали научную базу цветоведения. Это И. В. Гете, Я. Э. Пуркине, И. П. Мюллер, Г. Л. Гельмгольц, Т. Юнг и многие др.
В конце XIX в. немецкий ученый Герман Гельмгольц (1821–1894) собрал и подытожил все знания о цвете как физическом и оптическом явлении, привел их в стройную систему, исправил заблуждения, заполнил пробелы, прояснил недоразумения и сделал её наукой.
Сейчас этой наукой занимаются целые институты и были сделаны фантастические открытия!