Первые предпосылки появления фотографии в живописи в эпоху Возрождения

Первые предпосылки появления фотографии в живописи в эпоху Возрождения

Или как исследователи разгадали секрет реалистичности картин эпохи Возрождения.

В художественных вузах студенты, изучающие историю искусств, знают, что в эпоху Ренессанса, на рубеже 14-15 веков в живописи произошел резкий скачек: все художники внезапно стали лучше рисовать, в картинах появился свет и объем.

Почему изображения вдруг стали такими реалистичными и детальными?

Об этом многие задумывались, но не могли дать толкового ответа. Пока группа художников-исследователей не взяла в руки лупу.

Художник-исследователь

Однажды, рассматривая небольшие наброски художников эпохи Ренессанса, они наткнулись на странные и точные линии, похожие на то, как мы в детстве обводили на оконном стекле интересные нам картинки на наложенный лист, видя картинку на просвет.

Художники были поражены, насколько они реалистичны. Возникло предположение, что судя по всему в старину художники использовал Camera Lucida — странное устройство с призмой, которое крепится на стойке к планшету.

Как оно работает?

Художник, глядя на свой рисунок одним глазом, видит реальное изображение, а другим — сам рисунок и свою руку. Получается оптическая иллюзия, позволяющая точно переносить реальные пропорции на бумагу. Вот откуда «залог» появления реалистичности изображения!

Камера Люцида

Заинтересовавшись этим «оптическим» видом рисунков и картин, художники-исследователи стали выбирать из сотни репродукций картин, созданных на протяжении многих веков, работы, выглядевшие «реально». Отобрав их по времени создания они увидели резкий скачек в качестве живописи на рубеже 14-15 веков. Это известно всем по истории искусств как Ренессанс.

Может, они пользовались той самой камерой-люцидой? Такое же устройство впервые описывается Кеплером еще в 1611 году в его труде Dioptrice.

Но есть одна загвоздка: оно не подходит для больших по размеру работ?

Исследователи стали думать, есть ли другое оптическое устройство, позволяющее проецировать или передавать изображение на холст, и вспомнили: есть камера-обскура! Она известна еще со времен Аристотеля.

Как же она выглядит?

Это темная комната или коробка, в которую сквозь небольшое отверстие попадает свет, и таким образом получается проекция на холсте или листе того, что перед отверстием, но в перевернутом виде.

Камера Обскура

Вроде все подходит, но то изображение, которое получается при проекции камерой-обскура, получается нечеткое, для него требуется очень много яркого света, не говоря уже о размерах проекции. А чтобы получить четкое изображение, были нужны линзы. В то время их было практически невозможно изготовить, поскольку не существовало технологий получения качественного стекла.

Значит и это устройство опять не подходит.

Так какое устройство использовали художники эпохи Возрождения для своих картин?

И вдруг рассматривая репродукции, исследователи обратили внимание на одну очень необычную: это была картина художника Ян Ван Эйка — Фламандский живописец эпохи раннего возрождения. Картина называется «Портрет Четы Арнольфини» 1434 г.

В этой картине и была спрятана подсказка!

Портрет Четы Арнольфини

Эта картина напичкана огромным количеством деталей, что очень сложны в написании, тем более она написана так рано.

Что же послужило подсказкой?

Cамой главной подсказкой в этой картине служит зеркало. Оно и подсказало, как автору удалось сделать такой большой шаг вперед в реалистичности передаваемого изображения.

Художники-исследователи попытались написать часть увеличенного изображения этой картины, предполагая, что это совпадение и можно это сделать и без специального устройства, но столкнулись с тем, что некоторые из деталей картины очень сложно нарисовать в перспективе. Оказалось, что кроме перспективы есть и еще очень важные моменты, как бы физическая материальность этого изображения.

Например, при изображении стального предмета очень важно нанести блики как можно более реально. И у автора это получилось. В чем трудность запечатлеть эти блики и сделать это правильно? Проблема в том, что они двигаются, когда двигается взгляд зрителя или художника, то есть запечатлеть их вообще очень непросто даже опытному художнику.

А реалистичное изображение металла и бликов — это отличительная черта картин Ренессанса. До этого художники даже и не пытались этого делать.

Создав точную трехмерную модель этой картины, команда исследователей была поражена тем, что на картине «Портрет Четы Арнольфини» все детали нарисованы точно в реальной перспективе, но как бы отдельно друг от друга.

Проблема все ещё оставалась в том, что точных оптических инструментов для столь точной передачи перспективы еще не существовало. Так чем пользовался художник, создавший её?

И наконец один из исследователей на увеличенном фрагменте картины увидел, что зеркало на картине «Портрет Четы Арнольфини» выпуклое, а, значит, были и зеркала наоборот — вогнутые.

Изогнутое зеркало

Оказалось, что в те времена такие зеркала делались повсеместно и считались очень модными. Единственное но — их могли себе позволить только состоятельные жители.

Как они делались?

Бралась стеклянная сфера, ее дно покрывалось серебром, затем все, кроме дна, отрезали, а задняя сторона зеркала не затемнялась.

Значит, вогнутым зеркалом Яна Ван Эйка, при помощи которого он и написал эту картину, могло быть то самое зеркало, которое изображено на картине, только с обратной стороны.

Любой физик расскажет вам, что такое зеркало при отражении проецирует картинку отражаемого. Размер четкой, сфокусированной части проекции примерно 30 квадратных сантиметров, в данном случае, это как раз размер голов на этой картине и многих других.

Этот размер совпадает с портретами «Дожа Леонардо Лоредана» художника Джовании Беллини (1501), портрета мужчины Робера Кампена (1430), портрета Яна Ван Эйка «Мужчина в красном тюрбане» и еще множества ранних голландских портретов.

Портрет «Дожа Леонардо Лоредана» художника Джовании Беллини

Вам не кажется это странным?! Возможно был какой-то размерный стандарт таких зеркал.

Портрет Яна Ван Эйка «Мужчина в красном тюрбане»

Профессия художника в ту пору считалась очень уважаемой и высокооплачиваемой, и все секреты хранились в строжайшей тайне. Этот вид искусства был закрытым для посторонних — художники состояли в гильдиях, и в них же состояли разные мастера, делавшие инструмент для них, — от делавших кисти и краски до тех, кто делал зеркала.

Проблема все еще была не решена полностью, ведь размер проекции, получаемой с помощью зеркала, очень мал. Каким образом писать картины большего размера, ведь получаемое точное изображение равнялось 30 квадратным сантиметрам?

Большие по размеру произведения создавались как коллаж — из множества фрагментов. Получалась как бы картина с элементами, содержащими множество точек схода.

Но уже в конце XV века стало возможным получить качественное стекло — стали изготавливать большие линзы, и их можно было вставить в камеру-обскура, принцип действия которой был известен еще с древних времен.

Теперь камера-обскура с линзой была просто революцией в искусстве, поскольку теперь проекция могла быть любого размера. А самое главное, что изображение стало не «широкоугольным», а почти нормальным — то есть примерно таким, каким мы видим его сегодня при фотографировании с фокусным расстоянием 35-50мм.

Но теперь появилась другая проблема!

Когда мы используем камеру-обскура с линзой, проекция из линзы зеркальна.

Это привело к появлению большого количества левшей в живописи на ранних этапах использования этого устройства.

Например, как на этой картине 1600-х годов, где танцует пара левшей, им грозит пальцем леворукий старик, а под платье женщины заглядывает леволапая собака.

Портрет танцующей пары

Вся эта проблема решается установкой зеркала, в которое направлена линза. Отражая и проецируя проекцию, оно делало изображение правильным. Скорее всего художники не придавали особого значения этому и многие не тратили на это деньги.

Конечно в то время линзы не могли точно передавать изображения в краях, и художнику приходилось изменять положение холста под лучами проекции, но в таком случае появлялись ошибки в пропорциях.

Разные художники использовали линзы по-своему. Кто-то для набросков, кто-то составлял картину из разных частей: ведь теперь главное — это возможность сделать портрет, а все остальное можно дописать потом.

Через некоторое время писать с помощью камеры-обскура смогли позволить себе многие художники, и это перестало быть большим секретом. Благодаря этому мы сегодня можем видеть работы художников, с необычайной точностью передающие виды, пейзажи, одежду и предметы того времени. Видеть саму историю, попадая в прошлое.

Что же произошло далее? А вот что! Из-за появления многих технических устройств и экспериментов с химическими веществами художники задумались над упрощением и общедоступностью своей работы.

Появилась фотография!

Первой в истории фотографией считается снимок «Вид из окна», полученный Ньепсом в 1826 году с помощью камеры-обскуры на оловянной пластинке, покрытой тонким слоем асфальта. Экспозиция длилась восемь часов при ярком солнечном свете.

Первая фотография

Были и другие методы и способы получения изображения при помощи химических веществ, но они были очень сложны и вредны для здоровья.

Основным создателем получения негативного фотографического изображения считается Уильям Генри Фокс Тальбот. Он в 1839 году придумал в качестве носителя изображения использовать бумагу, пропитанную хлористым серебром. Эта технология соединяла в себе высокое качество и возможность копирования снимков (позитивы печатались на аналогичной бумаге). Экспозиция длилась около часа.

Фото-автопортрет

Сам термин «фотография» появился в 1839 году, его использовали одновременно и независимо два астронома — английский, Джон Гершель, и немецкий, Иоганн фон Медлер.

Впоследствии, в 1861 году была изобретена цветная фотография.

С изобретением фотографии монополия живописи на реалистичность изображения пропала, теперь монополистом стала фотография.


Оставить комментарий