Что такое пространство RGB и для чего оно нужно?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала определиться для чего и где используется это самое пространство RGB.
RGB (аббревиатура английских слов Red, Green, Blue — красный, зелёный, синий) — цветовая модель, как правило, описывающая способ синтеза цвета для цветовоспроизведения. Выбор основных цветов обусловлен особенностями физиологии восприятия цвета сетчаткой человеческого глаза. Цветовая модель RGB нашла широкое применение в технике, а так же, в ней очень удобно делать цветокоррекцию в фотошопе. Изображение в данной цветовой модели состоит из трёх каналов. При смешении основных цветов (основными цветами считаются красный, зелёный и синий) — например, синего (B) и красного (R), мы получаем пурпурный (M magenta), при смешении зелёного (G) и красного (R) — жёлтый (Y yellow), при смешении зелёного (G) и синего (B) — циановый (С cyan). При смешении всех трёх цветовых компонентов мы получаем белый цвет (W).
Существуют три основные ветки использования этого пространства — это:
- web и телевидение;
- полиграфия;
- фотопечать.
Телевидение и интернет используют пространство sRGB.
Многоие современные мониторы и телевизоры имеют цветовой охват гораздо шире, чем sRGB, ближе к Adobe RGB. Соответственно в старых браузерах или программах изображения в стандарте sRGB будут выглядеть более хроматичными чем на современном мониторе с расширенным цветовым охватом. Таким образом к владельцу нового монитора предъявляются некоторые требования в подготовке изображения в RGB-пространстве своего «охватистого» монитора, так как изображения, отредактированные на этом мониторе, будут неправильно отображаться на других. Так же нужно знать, что PAL/SECAM RGB практически полностью совпадает с sRGB по охвату и немного отличается гаммой в тенях, тогда как охват NTSC RGB заметно выше по объему охвата чем sRGB.
Цветовой охват в полиграфии не такой уж и большой. Для того, чтобы изображения сильно не менялись при сжатии из большого охвата (Adobe RGB, ProPhoto RGB и так далее) в маленький охват печати, при подготовке изображений нужно работать в маленьких RGB-охватах (sRGB, ColorMatch RGB и так далее).
Монитора с маленьким цветовым охватом для полиграфии не достаточно, потому что голубая и желтая краски заметно выходят за охват sRGB-монитора, чтобы их отобразить нужен более новый монитор с расширенным цветовым охватом. При подготовке изображений к печати используют большой охват Adobe RGB, CIE RGB, а так же можно использовать и охват печатного устройства, например при экспорте из RAW. Нужно понимать, что для веба надо экспортировать в sRGB, а для фотопечати можно и ничего не менять. Станет ли когда-нибудь для WEB и TV единый стандарт — покажет время. Пока что матрицы с расширенным цветовым охватом, близким к AdobeRGB, еще не ставят во все подряд мониторы и телевизоры.
В современных цифровых фотоаппаратах производитель встраивает свой профиль и как правило они всегда подходят для программы обработки RAW типа Capture One для дальнейшего отображения или конвертации. Если в фотоаппаратах фирма-производитель сделала профили очень хорошие — тогда картинка выглядит совершенно естественно, но есть фирмы, которые не утруждают себя созданием хорошего профиля, тогда может помочь только цветокоррекция. Желательно конечно делать RAW-конвертацию до того как сделать цветокоррекцию. Но как правило основная масса фотоаппаратов делает снимки либо в JPG, либо TIFF. Многие объясняют это — экономией места. Насколько оправданно использование самого большого охвата — ProPhoto RGB — мы затрудняемся сказать: таких устройств вывода изображений, чтобы корректно отобразить весь охват ProPhoto RGB не существует. На мониторе или при фотопечати мы будем наблюдать «сжатие» цвета на краю охвата ProPhoto RGB, причем наблюдать разную картину «сжатия» на разных устройствах. В идеале устройство вывода должно во всех направлениях превышать или быть равным охвату изображения — тогда не будут заметны искажения от сжатия — его просто не будет. Монитор с расширенным цветовым охватом хорош тем, что позволяет с меньшими искажениями чем обычный sRGB-экран предсказать последующее репродуцирование. Так же следует иметь в виду, что чем выше охват RGB — тем более снижается эффективность кодирования, то есть все большую часть RGB-значений занимают несуществующие цвета. Так например эффективность кодирования Adobe RGB 100%, CIE RGB с чуть большим охватом — 96%, в огромном ProPhoto RGB эффективность заметно меньше — 87%: из этого следует, что 13% объема этого охвата занимают вообще несуществующие цвета! Для сохранения всех различаемых глазом оттенков в большом цветовом охвате ProPhoto RGB потребуется также 16- или 32-битное кодирование, работу с которыми поддерживает немного программ и устройств вывода. 8-битная дискретность в ProPhoto RGB запросто может убить изображение, в первую очередь это будет заметно в нюансах телесного цвета. Для обычного охвата sRGB 8-битного кодирования совершенно достаточно.
Выводы. Следовательно из нашего опыта:
- для интернета и печати мы выбираем охват sRGB;
- для изображений, которые мы готовим к фотопечати с большим охватом, превышающем sRGB в чистых красках — предпочтем охват AdobeRGB.
Также надо понимать, что все профессиональные RAW-конвертеры, типа PhaseOne Capture One Pro или Adobe Lightroom, уже содержат цветовые профили всех известных фотоаппаратов, и важно то, что не надо задумываться, какое цветовое пространство присвоить кадру, программа сама это делает, нужно лишь подумать — в какое пространство экспортировать — по умолчанию это sRGB или AdobeRGB!
Хочется еще сказать, что многие браузеры, управления цветом с помощью встроенных в изображение цветовых профилей не поддерживают! Мы когда готовим изображение для печати, всегда конвертируем фотоматериал в sRGB и иногда непосредственно в охват печатающей установки. Напомним, что формат sRGB был разработан в 90-е компаниями Microsoft и HP с целью описать обычный среднестатистический монитор поэтому даже если вы ничего не знаете о цвете и ничего не цветокорректировали будьте уверены: по умолчанию вашему монитору присвоен под Windows профиль sRGB! Насколько точно ваш монитор будет передавать цвет вашей фотографии, без аппаратной калибровки не скажешь, тем не менее все программы без управления цветом так же будут отображать все в пространстве sRGB. Подумайте, прежде чем экспортировать фотографии RAW с ваших фотоаппаратов в больший охват AdobeRGB нужно ли вам это: потому что большинство браузеров такие фотографии будут показывать «тухло» потому что по умолчанию будут отображены как sRGB.
Совет. При открытии фото в редакторе программа пишет вам, что документ имеет цветовой профиль не соответствующий текущему рабочему пространству RGB. Исправить или отключить это уведомление, чтобы каждый раз не щелкать, можно в меню Редактирование > Настройки цветов. В фотоаппарате — переключив цветовое пространство с Adobe RGB на sRGB.